Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Обеспечение информационной безопасности ОУ в современных условиях становится одним из основных видов его деятельности.

Сообщить в Роскомнадзор о наличии в сети «Интернет» информации противоправного характера. Инструкция

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

  • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий,
  • Использованы контент-фильтры для фильтрации сайтов по их содержимому,
  • Разработан пакет документов, регламентирующих организацию и обеспечение информационной безопасности.

Самый эффективный механизм информационной безопасности несовершеннолетних - работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр. Задачи по формированию у современного школьника навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия в информационной среде решается как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Повышается компетенция родителей в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания.

Безопасный доступ детей к сети Интернет:

Для обеспечения безопасного доступа можно установить следующие контент-фильтры:

  • Программа К-9 - http://www1.k9webprotection.com/ - предназначена для эффективной защиты компьютеров, система фильтрации содержимого сайтов по 55 категориям.
  • Программа Kontrol Lite - http://www.kontrol.info/ - бесплатная версия Интернет-фильтра, позволяющая блокировать сайты для взрослых

Специализированный браузер, созданный для детской аудитории:

  • Детский браузер Гогуль http://www.gogul.tv/ - обеспечивает контроль посещения ребенком сайтов в сети Интернет

preview f2

Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 03.07.2015 № 02-01-82/5325 «О программах "родительского контроля"

Памятка для родителей

Как узнать, что Ваш ребенок ищет в Интернете и как минимизировать риски?

Когда речь идёт о безопасности ребёнка, оставим в стороне этический аспект вопроса о личном пространстве ребёнка и праве ребенка на личную жизнь.

Обсудим, как родитель может проконтролировать, что ребенок ищет в Интернете, не попал ли он под чьё-то влияние …

ШАГ 1

Для начала попробуйте открыть его электронную почту. Конечно, если есть что скрывать от родителей, то она, скорее всего, будет закрыта паролем. Но если все-таки ее удалось открыть, можно поинтересоваться – с кем переписывается Ваш ребенок? Зачастую дети в электронной почте указывают свои настоящие имя и фамилию или ники, которые чаще всего соответствуют их обычным прозвищам. А вот если в почтовом ящике есть незнакомые Вам «Петя Иванов» или наоборот, что-то непроизносимое – стоит заглянуть в переписку, хотя это может быть самый тривиальный спам.

ШАГ 2

Изучите историю просмотра Интернет-сайтов за последнее время. Веб-обозрева́тель, обозрева́тель, бра́узер (от англ. Web browser — программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой). Самыми распространенными являются: Opera, Safari, GoogleChrome, MozillaFirefox, InternetExplorer. Открыть историю браузера довольно легко: для этого нужно запустить сам браузер, найти в меню браузера вкладку «История» и попытаться проанализировать то, что Вы увидите. Если история пуста, это может означать три вещи: 1) данным браузером не пользуются (стоит поискать в меню другой), 2) ребенок вообще не использует Интернет (Вам виднее, может ли такое быть), 3) история удалена (это как раз сигнал о том, что ребенок серьезно озабочен тем, чтобы родители не узнали, что он ищет в Интернете).

ШАГ 3

Если история содержит множество записей: 1) попробуйте вспомнить, когда Вы точно видели ребенка, сидящим в Интернете, и попытайтесь найти в истории соответствующие записи за это время, чтобы исключить «стирание» нежелательных страниц, 2) исключите из списка страницы сайты, содержащие новости, музыкальный контент (информацию), игры, пособия по выполнению домашних заданий и прочую информацию, которую можно отнести к «безопасной». Остальные страницы можно открыть и посмотреть, что там содержится. Если с Вашей точки зрения информация, которую точно видел Ваш ребенок, не является «безопасной», стоит …

ШАГ 4

Сделать самый важный шаг и удалить следы своего присутствия. Если Вы открывали какие-то сайты, то в той же самой истории нужно пометить и удалить эти ссылки, закрыть историю и сам браузер, чтобы не травмировать своего ребенка излишней опекой и контролем.

Полезные ссылки:

https://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm - Видеоматериалы по вопросам защиты персональных данных несовершеннолетних

Локальные нормативные акты:

ПРАВИЛА использования сети Интернет в Основной школе № 39

ПОЛОЖЕНИЕ об официальном сайте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 39» в сети Интернет

Нормативное регулирование:

  • Ст.16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях по защите информации"
  • Ст. 9 Закона № 149-ФЗ, п. 5 - информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей подлежит защите в случаях предусмотренных законом (государственная тайна )
  • Гл.14 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) - защита персональных данных работника
  • Федеральный закон № 152-ФЗ РФ «О персональных данных»
  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Педагогический работникам:

Мероприятия по профилактике хищений денежных средств граждан, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Сфера информационно-телекоммуникационных технологий (далее по тексту ИТТ) затрагивает все сферы жизни современного общества. Количество преступлений, совершаемых с использованием ИТТ, неуклонно растет, методы, способы и средства их совершения становятся все сложнее и изощреннее.

Так, в 2022 году подразделениями ОВД выявлено более 100 тыс. преступлений, совершенных с использованием ИТТ, в сфере компьютерной информации, с использованием сети «Интернет», а также с использованием средств мобильной связи.

Вопросы, связанные с использованием ИТТ на законодательном уровне регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законодательные акты, разработанные на его основе, в целом позволяют Роскомнадзору во взаимодействии с операторами связи и организаторами распространения информации, осуществлять ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в ИТТ сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принятие Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств», позволил кредитно-финансовым организациям своевременно блокировать незаконные транзакции, возмещать ущерб от них.

В соответствии с Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», ужесточено наказание за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств.

При этом имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере позволяют решать поставленные перед МВД России задачи.

Так, первичным способом борьбы с преступностью в сфере ИТТ является ее профилактика, которая берет свое начала с правил поведения граждан, в отношении которых происходят мошеннические действия в сфере ИТТ. Изучение видов преступной деятельности в сфере ИТТ, методов их совершения, методов достижения цели и обмана, изучение методик и правил поведения граждан при общении с преступниками, позволит профилактировать указанное направление преступной деятельности и пресечь наступление вредных последствий.

Наиболее распространенные виды мошенничеств в сфере ИТТ, а также признаки мошеннических схем:

1) приобретение товаров и услуг посредством сети «Интернет». Пример: создается сайт-«одностраничник», на котором выкладываются товары одного визуального признака. Цена за товары весьма привлекательная, ниже среднерыночной. При оформлении заказа Вам предлагают осуществить либо предоплату на карту банка или яндекс.кошелек, либо оплатить заказ «наложенным платежом». Присутствие возможности наложенного платежа обычно снижает бдительность. Однако, стоит помнить, что при получении посылки (товара) в отделении «Почта России» вы сначала оплачиваете наложенный платеж, который возврату на месте не подлежит, а уже после можете вскрыть упаковку посылки. Зачастую вместо оплаченного товара в посылке могут находиться предметы, которые не представляют ценности (доски, кирпичи и иные предметы), либо товары, стоимость которых низкая, относительно стоимости заказанного товара.

Признаки мошеннической схемы на сайтах: отсутствие отзывов покупателей, минимальный интерфейс, скудные контактные данные, переписка ведется с электронных почтовых ящиков.

Подобные мошеннические схемы могу осуществляться и посредством телефонных звонков с различных номеров, зачастую стационарных. Звонящий представляется сотрудником интернет -магазина, предлагает на выгодных условиях приобрести товар, а также говорит о том, что вы уже оформляли интернет-заказы и у вас скоплено определенное количество подарочных баллов, за счет которых Вам обеспечена скидка от стоимости.

2) Призыв о помощи. На интернет ресурсах злоумышленниками размещается ложная информация о наличии заболевания у беспомощного лица, и что необходимо дорогостоящее лечение. В связи с чем Вас просят оказать благотворительную помощь, путем перевода денежных средств на счета банковских карт, либо иными способами электронных платежей.

Конечно бывают жизненные ситуации, когда подобные призывы к благотворительности действительно могут помочь спасти жизнь кому-либо, однако, прежде чем принять подобное решение обратите внимание на следующее: размещены ли контактные данные родственников или родителей лица, которому нужна помощь, совпадают ли их данные с данными владельцев карт. Позвоните по указанным контактным номерам, а еще лучше попробуйте найти их в социальных сетях.

3) Звонок от родственника, попавшего в беду. Раздается звонок с неизвестного номера. Говорящий, адаптируясь по ситуации, здоровается, и говорит «это я». Жертва, сразу ассоциируя подсознательно говорящего с кем-то, которого она не узнала, пытается узнать и в итоге называет имя близкого человека. Злоумышленник, пользуясь ситуацией, соглашается с тем, что имя принадлежит ему, после чего, наладив психологический контакт с жертвой, начинает рассказывать историю о том, что он попал в беду (ДТП, попал в полицию за преступление, которое не совершал, и т.д.) При этом зачастую к разговору подключается его сообщник, представляясь каким-либо сотрудником госструктуры и подтверждает рассказанную историю. После чего «псевдородственник» просит перевести денежные средства, якобы для выхода из ситуации и его освобождения.

В сложившейся ситуации вы должны сразу помнить о том, что подобные виды мошенничеств существуют, и сразу же задать говорящему любой вопрос, связанный с вашим знакомством и т.п. Если говорящий пытается запутать вас и не может ответить конкретно, то сразу же прекратите разговор, дабы исключить психологическое воздействие на Вас.

4) Звонок от работника банка (представителя службы безопасности). Раздается звонок с незнакомого номера. Звонящий уверенным голосом представляется работником банка (в основном называется ПАО «Сбербанк»), уверенно утверждая, что жертва является клиентом банка, и что в отношении него происходят мошеннические действий, например, поступила заявка в банк на списание денежных средств. При этом говорящий задает неоднократно вопросы: производили ли вы переводы денежных средств, оплачивали ли вы товары через сеть интернет, снимали ли вы денежные средства с банковской карты в последнее время. Жертва, будучи введенной в заблуждение, начинает отвечать на вопросы. Наладив психологический контакт с жертвой, мошенник, под предлогом пресечения мошеннических действий и возврата якобы похищенных денежных средств, просит назвать номер карты жертвы, дату выпуска и CVC код, указанный на оборотной стороне карты. Обладая указанной информацией злоумышленник с легкостью, при помощи легитимно существующих систем электронных платежей, может беспрепятственно похитить со счета банковской карты денежные средства. Кроме того, иногда, при переводах с банковских карт на номер телефона жертвы приходят от банка смс-коды, подтверждающие переводы. Данные коды злоумышленник также пытается обманным путем выманить.

5) Звонок от сотрудника полиции (следственный комитет, прокуратура). Звонящий представляется сотрудником правоохранительных органов и т.д. после чего разъясняет информацию о том, что по паспорту потерпевшего в каком-либо субъекте РФ мошенники пытаются оформить кредит, при этом называют ложные ФИО с вопросом, знаком ли такое потерпевшему. При установлении контакта с потерпевшим, злоумышленники просят произвести различные манипуляции: оформить кредит в онлайн-кабинете и осуществить их перевод на номера телефонов и банковских карта, перевести личные сбережения на те же номера телефонов, назвать различные пароли, перейти по ссылкам и т.д.

Также мошенники могут звонит под личиной сотрудников правоохранительных органов и просить потерпевших поучаствовать в задержании мошенников, которые пытаются получить доступ в счетам потерпевших, для этого просят перевести все свои денежные средства на сторонний счет, якобы заморозив указанную сумму, обещая, что указанные денежные средства вернуться на счет потерпевших спустя какое-то время.

В указанной выше ситуации нужно помнить, что работники банка или сотрудники полиции не осуществляют подобных звонков. Даже если Вам позвонит работник банка, то он в праве только попросить Вас заблокировать вашу карту и обратится в ближайшее отделение банка. Данные банковской карты, такие как номер карты, а уж тем более код CVC передавать кому-либо запрещено, и никто не вправе у вас его требовать.

6) Приобретение товаров на сайтах объявлений (Авито и т.д.), заказ доставки чего-либо через сервисы «Блаблакар». Потерпевший сам инициирует заказ товаров или услуг, при этом при беседе со злоумышленником переходит для общения в иные сервисы, такие как «ВатсАп», «Телеграмм» и т.д. Уже в указанных сервисах злоумышленник либо просит перевести предоплату за товары и услуги, либо присылает ссылку якобы сервиса по переводу денежных средств, зачастую с логотипами «Авито оплата», после чего потерпевший переводит денежные средства, не получая при этом заказанные товары или услуги. Также имели место быть случаи, когда при вводе данных банковской карты потерпевшего в высланной ему ссылке, денежные средства начинали списываться автоматически в разных суммах, не запрашивая при этом какие-либо подтверждающие коды.

7) Звонок от банковской организации с роботизированным текстом. Потерпевшему раздается звонок с роботизированным текстом о том, что подана заявка в банк на перевод, либо на получение кредита на внушительную сумма. В этот момент не конкретизируется ни банк, в котором подана заявка, ни данные потерпевшего. После подобного звонка раздается звонок уже от якобы сотрудника банка, который уже дает потерпевшему указания, как выйти из ситуации, принуждая передать персональные данные, либо осуществить перевод денежных средств. В данной ситуации нужно помнить, что банковские работники могут звонить клиентам банка только с уведомительной информацией, никаких переводов в телефоном режиме осуществить не возможно. В случае получения подобного звонка стоит, при возникновении сомнения, обратиться в банк.

Особое внимание прошу уделить информации о возможных мошеннических действиях при помощи голосовых помощников в управлении банковскими счетами.

Если Вам звонят и просят ответить на вопросы фразами «да» или «нет», то есть вероятность того, что в это время происходит взлом вашего банковского счета при помощи голосового управления.

2022 02 16 11 18 23 1

2022 02 16 11 18 23 2

2022 02 16 11 18 23 3

 Мероприятия по профилактике преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ)

В рамках профилактики преступлений, совершаемых с использованием методов социальной инженерии, необходимо постоянно повышать уровень киберкультуры как одного из важнейших элементов противодействия хищению персональных данных и денежных средств.

Эффективным инструментом повышения уровня киберкультуры противодействия хищениям денежных средств является информирование о новых способах мошенничеств и правилах «финансовой безопасности».

Информационные материалы о способах предотвращения и профилактики мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, размещены на сайтах Центрального Банка России https://cbr.ru/information_security/pmp, Финансовая культура https://fincult.info/rake,

Рекомендации Минпросвещения РФ «Как не дать вовлечь ребёнка в противоправные действия через социальные сети»

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Информационные материалы, направленные на повышение уровня финансовой киберграмотности населения в целях противодействия мошенничеству и хищениям с использованием методов социальной инженерии, находятся в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и доступны по ссылке:  "Информационные материалы"

Как не стать жертвой киберпреступника. Защита банковской карточки Инфографика информационного агентства БЕЛТА (Беларусь)

Интерактивная Линия помощи «Дети онлайн». Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.

Безопасный Интернет – детям. Памятка МВД

Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных Центр безопасного интернета в России: подросткам.

Настройка семейной библиотеки в Google Play. Безопасность мобильного устройства Вашего ребенка.

Как настроить родительский контроль в Google Play. Безопасность мобильного устройства Вашего ребенка.

Настройка функции «Семейный доступ» в iTunes. Безопасность мобильного устройства Вашего ребенка.

Как настроить родительский контроль для существующего аккаунта Google. Если у вашего ребенка уже есть собственный аккаунт Google, вы можете включить и настроить родительский контроль для этого аккаунта с помощью Family Link.

Сбои в Google Family Link: как защитить детей в Интернете? Эксперты лаборатории Касперского рассказывают, с какими проблемами столкнулись пользователи сервиса для родительского контроля Google Family Link и чем его можно заменить.

Как защитить аккаунт в «Одноклассниках» на пять с плюсом. Советы Лаборатории Касперского Эксперты лаборатории Касперского дают рекомендации, какие настройки безопасности и публичности могут вам пригодиться в социальной сети «Одноклассники».

ВКонтакте: как настроить безопасность и приватность. Советы Лаборатории Касперского Эксперты лаборатории Касперского дают рекомендации, как защитить аккаунт ВКонтакте от спамеров, взломщиков и прочих незваных гостей.

Как защитить свои аккаунты в соцсетях? Девять способов (не только сложные пароли) Статья на информационном портале ТАСС, в которой рассказано о том, что поменять в настройках, чтобы посторонние не получили доступ к вашим соцсетям и почте.

Твой безопасный кибермаршрут. ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети «Интернет».

Рекомендации для несовершеннолетних и родителей, наглядные информационные материалы по безопасному использованию сети «Интернет». Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей». Методические рекомендации для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, наглядные информационные материалы по безопасному использованию сети «Интернет» в целях предотвращения преступлений, совершаемых с её использованием, как самими несовершеннолетними, так и в отношении них.

Бесплатный онлайн-курс "Безопасность в Интернете". от Академии Яндекса Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.

Простые правила работы в Интернет для младших школьников. Информационный плакат для младших школьников на основе методических рекомендаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации. В доступной форме школьникам предлагаются правила поведения в сети «Интернет».

Урок цифры «Приватность в цифровом мире»: тренажеры для обучающихся с 1 по 11 класс. Используя видеоматериалы и тренажеры Урока цифры по теме «Приватность в цифровом мире», ученики могут самостоятельно или вместе с родителями в игровой форме познакомиться с основами информационной безопасности и овладеть важным навыком 21 века - умением защищать свои персональные данные. Видеолекции и тренажеры подготовлены специалистами Лаборатории Касперского.

«Взрослые и дети в цифровом мире: когда онлайн встречается с офлайном». В апреле 2019 года Лаборатория Касперского опубликовала результаты исследования «Взрослые и дети в цифровом мире: когда онлайн встречается с офлайном».

Дайджест «Цифровые джунгли: правила самосохранения». Цель дайджеста — проанализировать основные родительские тревоги, сделать тему безопасности в киберпространстве понятной, а значит – комфортной, и дать практические инструменты, которые помогут сделать использование цифровых технологий в повседневной жизни безопасным для вас и ваших детей. Материалы проекта «Путеводитель для современной семьи» (Программа развития личностного потенциала, СБЕР) разработаны на основе научных подходов и школ экспертов Программы по развитию личностного потенциала.

Статья «Петя в сеть выйдет? А скиньте пароль!» Как и зачем учить ребёнка цифровой гигиене Проект «Путеводитель для современной семьи» (Программа развития личностного потенциала, СБЕР). Материалы Проекта разработаны на основе научных подходов и школ экспертов Программы по развитию личностного потенциала.

Дети в Интернете - 2022. Отчет на основе статистики сервиса Kaspersky Safe Kids про главные детские интересы этого года

Как узнать, чем интересуются ваши дети | Блог Касперского Наладить общение с ребенком вам поможет исследование поисковых запросов, которые отражают интересы современных детей.

Проект «Цифровой ликбез» 12 анимированных видео роликов о цифровой грамотности, носящих просветительский характер. Проект «Цифровой ликбез» создан Минпросвещения России и АНО «Цифровая экономика» для использования педагогами и родителями в целях развития ключевых навыков безопасного использования сети Интернет, формирования базовых компетенций цифровой экономики, а также навыков в области кибербезопасности.

Интернет-мошенничество Памятка МВД для граждан.

Интернет-мошенничество. Фишинговые сайты / письма. Видеоролик «Интернет-мошенничество. Фишинговые сайты / письма» размещен на сайте «12 шагов к цифровой грамотности для взрослых и детей», который создан в рамках проекта «Цифровой ликбез».

Кража денежных средств. Кража данных карт / личных данных. Видеоролик «Кража денежных средств. Кража данных карт / личных данных» размещен на сайте «12 шагов к цифровой грамотности для взрослых и детей», который создан в рамках проекта «Цифровой ликбез».

Безопасное общение в соцсетях и мессенджерах. Видеоролик «Безопасное общение в соцсетях и мессенджерах» размещен на сайте «12 шагов к цифровой грамотности для взрослых и детей», который создан в рамках проекта «Цифровой ликбез».

Информирование про схемы мошенников. Материалы для информирования граждан разных возрастов (родителей, детей и педагогов) о схемах и способах, используемых при совершении преступлений с применением современных средств коммуникации и связи.

Как узнать, чем интересуются ваши дети.| Блог Касперского Наладить общение с ребенком вам поможет исследование поисковых запросов, которые отражают интересы современных детей.

Методические рекомендации "Особенности противодействия распространению информации об Интернет-ресурсах, сожержащих противоправную информацию"

Азбука-интернет безопасности

Азбука-интернет опасносте.

Безопасность в интернете

Безопасность детей в Интернете

Безопасный интернет

Чем опасны гаджеты для ребенка

Как компьютерные игры влияют на здоровье ребенка

Как защититься от интернет угроз

Как сохранить здоровье юного компьютерщика

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости

Учебное пособие "Медиа-информационная грамотность"

Методические рекомендации по теме "Безопасное лето"

Методические рекомендации по теме "Кибербуллинг"

Методические рекомендации по теме "Мой ребёнок - видеоблогер"

Методические рекомендации по теме "Родительский чат"

Особенности противодействия распространению информации в сети Интернет

О дополнительных мерах безопасности

Основные правила для родителей по защите детей

Осторожно, Спам!

Памятка по информационной безопасности

Памятка для родителей "Информационная безопасность"

Правила безопасного интернета для детей

Правила безопасного использования Интернета

Программа родительского контроля

Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендуемые сайты в сети Интернет для обучения основам инфобезопасности

Угрозы сети Интернет

О правилах поведения в соцсетях

 

Обучающимся:

Родителям:

Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

Обратная связь